8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

40. 14-1. Продолжение.

 

способный

Большой противолодочный корабль проекта 61 "Способный"

1969 - 1995

10 марта 1969 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1713), спущен на воду 11 апреля 1970 года и 27 октября 1971 года включен в состав КТОФ.
С 20 по 24 декабря 1973 года нанес визит в Порт-Луи (Маврикий) и с 25 по 30 августа 1976 года - в Ванкувер (Канада). В июне 1987 года совершил визит в порт Джибути, через Суэцкий канал совершил переход в Севастополь для ремонта.

 30 июля 1987 года поставлен в Севастополе на капитальный ремонт. 3 июля 1992 года был исключен из состава ВМФ в связи с предстоящей передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, но 29 октября 1992 года оставлен в составе КЧФ и 20 ноября 1993 года передан "Севморзаводу" имени С. Орджоникидзе в счет уплаты долгов ВМФ предприятию. Заводские буксиры перевели обреченный корабль 28 апреля 1993 года от стенки Северного дока в Южную бухту, где и начался демонтаж вооружения и оборудования. К 20 ноября 1993 года разоружение корабля закончилось, и он перешел в собственность Севморзавода. Затем последовала продажа для разборки на металл в Индию. 2 апреля 1995 года корабль был уведен из Севастополя.


Водоизмещение: полное 4390, стандартное 3400 т; длина 144 м, ширина 15,8 м, осадка 4,6 м.
Мощностъ ГТУ 4х 18 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3500 миль.
Вооружение: 2x2 ПУ ЗРК "Волна", 2x2 76,2-мм АК-726 орудия, 1x5 533-м ТА, 2x12 РБУ-6000 (90 РГБ-60), 2 РБУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25.

 Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.

 

кр адм сенявин

Легкий крейсер пр. 68-бис "Адмирал Сенявин"

1951 - 1992

31 августа 1951 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 31 октября 1951 года заложен на заводе № 189 в Ленинграде (заводской № 437), спущен 22 декабря 1952 года, вступил в строй 30 ноября 1954 года и 18 декабря 1954 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ.
24 февраля 1955 года перечислен в состав СФ, а 7 сентября 1955 года, после перехода по Севморпути из Североморска на Дальний Восток - в состав ТОФ.
С 17 по 21 ноября 1959 года нанес визит в Сурабайю (Индонезия), с 14 по 19 января 1973 года - в Бомбей (Индия), с 15 по 20 марта 1973 года - в Могадишо (Сомали), с 20 по 24 декабря 1973 года - в Порт-Луи (Маврикий) и с 5 по 10 ноября 1979 года - в Хайфон (Вьетнам).
В мае 1960 года направлен на консервацию в залив Новик в состав 82-й БРК. В феврале 1961 года расконсервирован.
В период с 31 декабря 1966 года по 24 июля 1972 года прошел модернизацию по проекту 68У-2, 24 июля 1972 года переведен в подкласс кораблей управления, включен в состав 10-й ОПЭСК.
В 1977 году корабль проходил ремонт и модернизацию, в том числе установку комплексов "Кристалл" и "Карат-М".
13 июня 1978 года в результате взрыва и пожара в башне номер 1 погибло 37 человек.
30 мая 1989 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 15 декабря 1989 года расформирован и в 1992 году продан частной фирме Индии для разделки на металл.

Водоизмещение: 14700/16300 т. Размерения: 210/205x22/21/4x6.76/7.26 м
Вооружение - 12 - 152/57, 12 - 100/56, 32 - 37/67, 2x5 ТА
Бронирование - толщина броневого пояса от 32-го до 170-го шпангоута равнялась 100 мм, в оконечностях - 20 мм.
Нижняя палуба - 50 мм и 20 мм в оконечностях; носовой траверз-120 мм, кормовой - 100 мм.
Боевая рубка: бок - 130 мм, палуба - 30 мм и крыша - 100 мм, запасной командный пункт - 10 мм. Труба защиты проводов - 50 мм. Посты внутри башенноподобной мачты ниже боевой рубки - 10 мм, КДП - 13 мм, кожухи дальномеров - 10 мм, стабилизированный пост наводки (СПН-500) и его барбеты - 10 мм. Бронеканалы - 10 м.
Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов - 125 мм. Рулевое и румпельное отделения имели стенки в 100 мм и 50-мм защиту сверху.
Механизмы: 2 турбины типа ТВ-7 суммарной мощностью 118,000 - 128,000 л.с., 6 котлов типа КВ68, 2 винта диаметром 4,58 м Скорость 33,1 узла Дальность плавания 9000 миль.

Экипаж 1,200 человек.


Проект 68У-2
Водоизмещение: полное 17210, стандартное 13900 т; мощность 2х55 000 л.с.
Вооружение: 2х3 152-мм МК-5-бис, 6х2 100-мм СМ-5-1 и 16х2 37-мм В-11, 8х2 30-мм АК-230 орудий, 1х2 ПУ ЗРК "ОСА".

 

резкий

Сторожевой корабль проекта 1135М "Резкий"

1974 - 1996

5 апреля 1974 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 28 июля 1974 года заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ "Янтарь" в Калиниграде (зав. № 160), спущен на воду 17 февраля 1976 года, вступил в строй 30 сентября 1976 года и 1 ноября 1976 года включен в состав ДКБФ.
Зимой 1977 года совершил межфлотский переход вокруг Африки из Балтийска во Владивосток и 2 февраля 1977 года перечислен в состав КТОФ.

В 1980 году завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).
С 16 по 21 декабря 1977 года нанес визит в Бомбей (Индия), с 16 по 20 февраля 1984 года - в Массауа (Эфиопия) и с 22 по 26 мая 1984 года - в Порт-Луи (Маврикий).

 С 17 по 21 мая 1987 года участвовал в вытеснении из территориальных вод СССР КР УРО ВМС США "Арканзас".

26 июля 1992 года сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

4 августа 1995 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1 октября 1995 года расформирован и 7 сентября 1996 года продан южнокорейской фирме для разделки на металл.

Водоизмещение: наибольшее 3436 т, полное 3191 г, нормальное 3013 т, стандартное 2835 т; длина 122,9 м, ширина 14,19 м, осадка 7,21 м.
Мощность ГТУ 2x26 000 л.с.; скорость полного хода 32 уз., экономическая 20 уз.; дальность плавания 4600 миль.
Вооружение: 1x4 ПУПЛРК (4 ракето-торпеды "Метель"), 2x2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2х1 100-мм АУ АК-100, 2x12 РБУ-6000 2x4 533-мм ТА, мины заграждения

 Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера.

 

ревностный

Сторожевой корабль проекта 1135М "Ревностный"

1979 - 2004

17 февраля 1978 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 27 июня 1979 года заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ "Янтарь" в Калининграде (зав. № 168), спущен на воду 23 апреля 1980 года, вступил в строй 27 декабря 1980 года и 21 февраля 1981 года включен в состав КамФлРС КТОФ.
В начале 1982 года совершил межфлотский переход вокруг Африки из Балтийска, одновременно выполняя задачу по несению боевой службы в Индийском океане, 12 апреля 1982 года прибыл во Владивосток.
С 17 января 1992 года входит в состав СахФлРС ТОФ.

 26 июля 1992 года сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.
В дальнейшем поставлен во Владивостоке на отстой. В октябре 2003 года выставлен на конкурс 18к-52 по утилизации со сроком выполнения работ до конца 2004 года.

Водоизмещение: наибольшее 3436 т, полное 3191 г, нормальное 3013 т, стандартное 2835 т; длина 122,9 м, ширина 14,19 м, осадка 7,21 м.
Мощность ГТУ 2x26 000 л.с.; скорость полного хода 32 уз., экономическая 20 уз.; дальность плавания 4600 миль.
Вооружение: 1x4 ПУПЛРК (4 ракето-торпеды "Метель"), 2x2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2х1 100-мм АУ АК-100, 2x12 РБУ-6000 2x4 533-мм ТА, мины заграждения.

 Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера.

 

разумный

Сторожевой корабль проекта 1135 "Разумный"

1972 - 1998

28 марта 1972 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 26 июня 1972 года заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ "Янтарь" в Калиниграде (зав. № 156), спущен на воду 20 июля 1973 года,
вступил в строй 30 сентября 1974 года и 15 ноября 1974 года включен в состав ДКБФ.
Летом 1975 года совершил межфлотский переход вокруг Африки из Балтийска в Петропавловск-Камчатский и 11 июня 1975 года перечислен в состав КамФлРС КТОФ.
С 15 по 24 августа 1978 года нанес визит в Аден (Южный Йемен).

В 1981, 1983 и 1986 годах  завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).
26 июля 1992 года сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.
16 марта 1998 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации.

 1 мая 1998 года расформирован и в б. Завойко (г. Петропавловск-Камчатский) поставлен на прикол.

Водоизмещение: наибольшее 3436 т, полное 3191 г, нормальное 3013 т, стандартное 2835 т; длина 122,9 м, ширина 14,19 м, осадка 7,21 м.
Мощность ГТУ 2x26 000 л.с.; скорость полного хода 32 уз., экономическая 20 уз.; дальность плавания 4600 миль.
Вооружение: 1x4 ПУПЛРК (4 ракето-торпеды "Метель"), 2x2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2x2 76-мм АУ АК-726, 2x12 РБУ-6000 2x4 533-мм ТА, мины заграждения.

 Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера.

рк владивосток

Большой противолодочный корабль проекта 1134 "Владивосток"

1964 – 1991

1 октября 1964 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 24 декабря 1964 года заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 792 ),
спущен на воду 1 августа 1969 года и 11 сентября 1969 года включен в состав ДКБФ.
1 октября 1969 года перечислен в состав КСФ, а 10 февраля 1970 года после перехода летом 1969 года с несением боевой службы в Индийском океане - в состав КТОФ.
С 1 по 4 сентября 1969 года совершил деловой заход в порт Лагос (Нигерия),
с 1 по 3 декабря 1969 года нанес визит в порт Бербера (Сомали),
с 7 по 15 декабря 1969 года нанес визиты Могадишо и Кисмаю (Сомали),
с 27 по 29 декабря 1969 года корабль совершил деловой заход в порт Аден (Народная Республика Южный Йемен),

 с 27 по 31 декабря 1969 года в Порт-Судан (Судан), с 9 по 14 марта 1979 года - в Порт-Луи (Маврикий).

За 1979 год крейсер совершил деловые заходы в порты: Виктория, Порт-Луи, Мапуту, Камрань, Дахлак и дважды в порт Аден.
С 13 декабря 1971 года по 6 марта 1972 года нес боевую службу в Индийском океане,
с ноября 1978 года по август 1979 года выполнял задачи боевой службы в Индийском океане,
с апреля по декабрь 1980 года выполнял задачи боевой службы в Индийском океане.
с 16 по 25 августа 1980 года совершил деловой заход в порт Бейра (Мозамбик).
С 9 по 16 сентября 1980 года осуществил визит в Порт-Луи (Маврикий),
с 17 по 21 октября 80 года осуществил официальный визит в порт Кочин (Индия),
В 1987 году привлекался к несению боевой службы в Южно-Китайском море.
Приказом МО СССР от 24 апреля 1977 года переведен в класс ракетно-артиллерийских кораблей.
В период с 28 сентября 1988 года по 23 апреля 1990 года прошел на "Дальзаводе"во Владивостоке капитальный ремонт. Исключен из состава ВМФ приказом ГК ВМФ от 19 апреля 1990 года 1 января 1991 года разоружен и передан в ОФИ для демонтажа и реализации.

 1 июня 1991 года расформирован. Продан на слом в Австралию.

Водоизмещение; полное 7160, стандартное 5375 т, нормальное 6265 т.; длина 156,1 м, ширина 16.74 м, осадка 5.85 м.
Мощность ПГУ 2x46 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34.3, экономическая 14 уз.; дальность плавания экономическим ходом 10500 миль.
Вооружение: 2x2 ПУ ПКРК П-35 (4 ракеты), 2x2 ПУ ЗРК "Волна" (32 ракеты - всего 64), 2x2 57-мм АК-725, 2x5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60) и 2х6 РБУ-1000 (48 РГБ-10).

Экипаж 360 человек.

порывистый

Сторожевой корабль проекта 1135 "Порывистый"

1980 - 1997

21 мая 1980 года заложен на стапеле ССЗ "Залив" в Керчи (зав. № 17) и
28 мая 1980 года зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 16 мая 1981 года,
вступил в строй 29 декабря 1981 года и 9 февраля 1982 года включен в состав КТОФ.
В период с 18 сентября 1983 года по 27 февраля 1984 года совершил межфлотский переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток, произведя деловые заходы:
с 12 по 20 ноября 1983 года в Луанду (Ангола), с 8 по 13 декабря 1983 года - в Викторию (Сейшельские о-ва) и нанеся с 5 по 10 февраля 1984 года визит в Мадрас (Индия).
С 21 сентября 1983 года по 27 февраля 1984 года входил в состав КамФлРС КТОФ.
С 13 по 17 августа 1985 года и с 14 по 18 августа 1990 года нанес визиты в Вонсан (КНДР),
с 5 по 10 апреля 1987 года - в Коломбо (Шри-Ланка) и с 25 по 30 ноября 1987 года - в Аден (Южный Йемен).
В 1984 году завоевал призы ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ) и по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

26 июля 1992 года сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.
8 мая 1992 года выведен из боевого состава в резерв 2-й категории и поставлен на отстой во Владивостоке,
5 июля 1994 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации,

 25 ноября 1994 года передан морскому клубу "Восток" для использования в учебных целях и 15 декабря 1994 года расформирован, но 20 марта 1997 года сильно выгорел в результате пожара при стоянке у стенки СРЗ-178 в б. Золотой Рог (г. Владивосток). В 1998 году продан корейской компании "Корея Скрап Трейдинг Корп"для разделки на металл.

Водоизмещение: наибольшее 3436 т, полное 3191 г, нормальное 3013 т, стандартное 2835 т; длина 122,9 м, ширина 14,19 м, осадка 7,21 м.
Мощность ГТУ 2x26 000 л.с.; скорость полного хода 32 уз., экономическая 20 уз.; дальность плавания 4600 миль.
Вооружение: 1x4 ПУПЛРК (4 ракето-торпеды "Метель"), 2x2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2x2 76-мм АУ АК-726, 2x12 РБУ-6000 2x4 533-мм ТА, мины заграждения.

Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера.

фокин

Ракетный крейсер пр. 58 "Адмирал Фокин"

(до 31 октября 1962 года - "Стерегущий")

(до 11 мая 1964 года - "Владивосток")

1960 - 1995

17 сентября 1960 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 5 октября 1960 года заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 781), спущен на воду 19 ноября 1961 года, вступил встрой 28 декабря 1964 года и летом 1965 года после перехода по Севморпути из Североморсна во Владивосток вошел в состав ТОФ.
С 26 ноября по 2 декабря 1968 года нанес визит в Момбасу (Кения), с 2 по 7 января 1969 года - в Аден (Южный Йемен), с 9 по 12 января 1969 года - в Ходейду (Северный Йемен), с 5 по 9 апреля 1969 года - в Найроби, с 19 по 23 апреля 1970 года и с 10 по 14 марта 1977 года - в Порт-Луи (Маврикий).
30 июня 1993 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31 декабря 1993 года расформирован.

Водоизмещение: полное 5330, стандартное 4300 т; длина 142,3 м, ширина 4,3 м.

Мощность ПТУ 2х46 000 л.с.; скорость хода: максимальная 36, экономическая 14,5 уз; дальность плавания экономическим ходом 6000 миль.
Вооружение: 2х4 ПУ ПКРК П-35 (16 ракет), 1х2 ПУ ЗРК "Волна" (16 ракет), 2х2 76,2 мм АК-726 орудия, 2х12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 2х3 533-мм ТА.

 Экипаж 304 человека, в том числе 25 офицеров.

азаров

Большой десантный корабль проекта 1171 "Илья Азаров"

(до 25 мая 1982 года - "БДК-104")

(после 10 января 1996 года - украинский БДК а затем транспорт "Ровно"["Рiвне"])

1969 - 2004

Заложен на ССЗ "Янтарь" в Калининграде 17 октября 1969 года. (заводской номер 300, группа 3)
Спущен на воду 31 марта 1970 года. Вступил в строй 10 июня 1971 года и вошел в состав ЧФ.
Корабль передан Украине (бортовой номер U401) и переоборудован в войсковой транспор, (бортовой номер U762)
Летом 2004 года находился в Керчи на ремонте при отсутствии финансирования.
Согласно распоряжение Кабинета Министров Украины N 875-Р от 30 ноября 2004 года подлежит исключению из состава ВМСУ.

Водоизмещение 3040/4650 т. Размерения: длина - 113.1 м, ширина - 15.6 м, осадка - 4.5 м.
Силовая установка 2*4500 л.с. дизели 58А-3, 2 винта.
Вместимость 47 единиц техники и 440 чел.
Вооружение 1 х 2 - 57-мм ЗИФ-51Б, ЗУР "Стрела", 2*30 122 мм ПУ НУРС МС-73"Град-М".
Скорость хода 16.5 узла, дальность плавания 4800 миль при 16 узлах.

 Экипаж 69 человек.

бдк 50 лет влксм

Большой десантный корабль проекта 1171 "50 лет шефства ВЛКСМ"

(до 12 октября 1972 года - "БДК-77")

(с 15 февраля 1992 года - "БДК-80")

1968 - 1995

Заложен на ССЗ "Янтарь" в Калининграде 12 марта 1968 года. (заводской номер 297, группа 3).
Спущен на воду 31 августа 1969 года. Вступил в строй 30 сентября 1969 года и вошел в состав ТОФ.
5 июля 1995 года исключен из состава флота.

Водоизмещение: 3040/4650 т. Размерения: длина - 113.1 м, ширина - 15.6 м, осадка - 4.5 м.
Силовая установка 2*4500 л.с. дизели 58А-3, 2 винта.
Вместимость 47 единиц техники и 440 чел.
Вооружение 1 х 2 - 57-мм ЗИФ-51Б; 3*2 ПУ ЗРК "Стрела-3".
Скорость хода 16.5 узла, дальность плавания 4800 миль при 16 узлах.

Экипаж 69 человек.

бдк 101

Большой десантный корабль проекта 775 "Ослябя"

     (до 17 февраля 2006 года - "БДК-101")

1981 -

Построен в Польше на Полночной верфи в Гданьске, (заводской номер №775/14).
Вступил в строй 19 декабря 1981 года и вошел в состав ТОФ.
В 1985-1986 и 1990-1991 годах нес боевую службу в Индийском океане.
В 1986 году, с началом гражданской войны в Йемене, корабль участвовал в эвакуации советских граждан из порта Аден (Йемен). В 1991 году, участвовал в эвакуации из Эфиопии, с острова Нокра.
В 1996, 1997 и 1999 годах использовался как сухогруз для снабжения и эвакуации имущества флотских частей на Камчатке.
В конце 1999 года стал на ремонт на Дальзаводе во Владивостоке.

Водоизмещение: 4080 т. Размерения: длина - 112.5 м, ширина - 14.9 м, осадка - 3.6 м.
Силовая установка 2 дизеля, 2 винта, 19200 л.с.
Вместимость до 500 тонн техники и грузов, 225 десантников, 13 танков.
Вооружение 2 х 2 - 57-мм АК-725, 32 ЗУР "Игла" 2х30 122 мм ПУ НУРС.
Скорость хода 18 узлов, дальность плавания 6100 миль при 15 узлах.

Экипаж 7 офицеров 70 матросов.

бдк николаев

Большой десантный корабль проекта 1174 "Александр Николаев"

1976 -

В марте 1976 года заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ "Янтарь" в Калининграде (зав. №102), 30 декабря 1982 года вступил в строй.
С 17 октября 1983 по 27 февраля 1984 года БДК "Александр Николаев" вместе с ТАВКР "Новороссийск"  совершил переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. По ходу следования были произведены заходы в Луанду (Ангола), Викторию (о. Сокотра), Мапуту (Мозамбик) и Мадрас (Индия).
В 1997 году выведен в резерв.

Водоизмещение: 8260 т. стандартное, 14,060 т. полное. Размерения: длина - 157 м, ширина - 23.8 м, осадка - 6.7 м.
Силовая установка 2 ГТУ х 18000 л.с., 2 винта.
Вместимость: 450 десантников и до 79 единиц техники. Два десантных КВП или до десяти малых плашкоутов.
Вооружение: 1 х 2 - 76-мм АК-726, 4*4 ПУ ЗРК "Стрела" (16 ЗУР), 4 x 6 - 30 мм АК-630, 2х30 122 мм ПУ НУРС, 4 вертолета Ка-29.
Скорость хода 19 узлов, дальность плавания 7500 миль при 14 узлах.

 Экипаж  37 офицеров 202 матроса.

октябрьский

БПК «Адмирал Октябрьский»


Зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 14 сентября 1969 года.
7 февраля 1974 года корабль вошел в состав 201 БрПК 10 ОПЭСК КТОФ. Первым командиром стал капитан 2 ранга В.М. Ерисов. По окончании государственных испытаний корабль начал межфлотский переход из Балтийска во Владивосток. 17-30 июня 1974 года совершил деловой заход в п.Бербера (Сомали).
18.07.1974 года БПК «Адмирал Октябрьский» (флагман 8 ОПЭСК) у мыса Гвардафуй встретил отряд кораблей ЧФ в составе ПКР «Ленинград» и БПК «Скорый», выполнивших 38-суточный переход из Севастополя вокруг Африки и вошедших, по приходу, в отдельный отряд траления Тихоокеанского флота для выполнения задач траления Суэцкого залива.

 С 6 по 23 августа 1974 года корабль выполнил деловой заход в п.Аден (НДРЮЙ). С 3 по 10 октября 1974 года совершил деловой заход в п.Коломбо (Цейлон).

В апреле 1975 корабль принимал участие в учениях "ОКЕАН 75" у берегов Камчатки. В режиме полного радиомолчания корабль прошел Сангарским проливом. Словно в фантастическом фильме помню луч прожектора с "вражьего" самолета тщетно пытающегося нас обнаружить.

Появление БПК "Адмирал Октябрьский" и других кораблей бригады было полной неожиданностью для кораблей потенциального противника.


В апреле 1975 года БПК «Адмирал Октябрьский» первым на КТОФ успешно выполнил стрельбу ПАРК «Метель».

 В 1977 году комсомольская организация корабля награждена памятным вымпелом ЦК ВЛКСМ «За мужество и воинскую доблесть».

В 1977 году совместно с БПК «Василий Чапаев» корабль успешно выполнил задачи БС в Индийском океане.

 С 14 апреля по 15 мая 1977 года КПУГ в составе БПК «Адмирал Октябрьский», «Гордый» и «Строгий» участвовала в поисковой операции «Питон» в Филиппинском море с задачей поиска американских ПЛАРБ, патрулирующих в готовности к нанесению ракетно-ядерного удара по территории СССР. Корабли устанавливали длительное слежение за субмаринами противника при помощи аппаратуры «Колос» с последующим выходом на гидроакустический контакт. За время операции состоялось 7 обнаружений АПЛ, слежение за которыми осуществлялось в течение 156 часов. Одна из АПЛ из-за потери скрытности была вынуждена покинуть район боевого патрулирования и сопровождалась КПУГ вплоть до территориальных вод о.Гуам.

 В 1978 году корабль нес БС в Индийском океане, а 7 апреля 1978 года участвовал в двусторонних учениях кораблей КТОФ, за которыми наблюдали с борта КРУ «Адмирал Сенявин» Л.И.Брежнев и Д.Ф.Устинов.
С 15 августа 1978 года по 17 декабря 1979 года корабль прошел текущий ремонт на СРЗ «Дальзавод» им. 50-тилетия СССР (г.Владивосток).
В 1980 году БПК «Адмирал Октябрьский» (командир капитан 3 ранга В.Ф.Волков) вновь выполняет задачи БС в Индийском океане. В составе отряда кораблей 8 ОПЭСК (РКР «Адмирал Фокин», БПК «Адмирал Октябрьский», СКР «Сторожевой») под флагом командира эскадры контр-адмирала М.Н. Хронопуло с 10 по 11 мая 1980 года посетил с визитом бухту Тамрида о. Сокотра (НДРЙ),

 С 20 по 30 мая 1980 года корабль посетил порты Дахлак и Аден.
С 19.12.1982 года по 10.10.1986 года находился в среднем ремонте на СРЗ «Дальзавод» (г.Владивосток). В ходе модернизации на корабле установили ПАРК «Раструб-Б», систему космической навигации «Шлюз» (АДК-2М) и систему космической связи «Цунами-БМ».
С августа 1990 года по февраль 1991 года БПК «Адмирал Октябрьский» выполнял, задачи боевой службы в Персидском заливе. Интересный факт: в этот период в Южно-Китайском море на БС находился БПК «Адмирал Захаров», заметьте — газотурбинный! Таким образом, «Адмирал Октябрьский» оказался последним паросиловым кораблем ВМФ, находящимся на боевой службе в этом напряженном регионе мира.

"Адм. Октябрьский" весной 1989 года вошел в состав в 201 БПК 10 ОПЭСК после ремонта в "Дальзаводе".

В августе 1990 года вышел на БС и должен был базироваться в Кам-Рани, но пошел в Персидский залив вместо другого корабля. В том температурном режиме он показал, что паросиловые корабли успешно могут решать боевые задачи, если личный состав обучен и правильно эксплуатирует технику

30 июня 1993 года ввиду изношенности механизмов, систем, вооружения и нецелесообразности ремонта исключен из боевого состава ВМФ в связи с передачей в ОРВИ для демонтажа и реализации на металл. 10.03.1994 года расформирован.

гневный

 Большой ракетный корабль "Гневный"

ТТД:
Водоизмещение: 4192 т.
Размеры: длина 138,9 м, ширина 14,84 м, осадка 4,47 м.
Скорость хода максимальная: 34,5 узлов.
Дальность плавания: 3800 миль при 14 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, двухвальная, 85 000 л.с.
Вооружение: 2 ПУ для противокорабельных ракет (12-16 ракет КСЩ), 4х4 57-мм орудия ЗИФ-75, 2х3 533-мм торпедных аппарата, 2 реактивных бомбомета РБУ-2500, вертолет Ка-15.
Экипаж: 290 человек.

ТТД (после модернизации по пр.57-А):
Водоизмещение: 4500 т.
Размеры: длина - 140,6 м, ширина - 14,84 м, осадка 4,65 м.
Скорость хода максимальная: 32 узлов.
Дальность плавания: 3800 миль при 18 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, двухвальная, 2x42500 л.с.
Вооружение: 1х2 ПУ ЗРК “Волна” (32 ракет), 2х4 57-мм орудия ЗИФ-75, 4х2 30-мм орудия АК-230, 2х5 торпедных аппарата ТА-53-1134, 3 РБУ-6000, 1 вертолет Ка-25.
Экипаж: 297 человек.

История корабля:
Большой ракетный корабль пр.57-бис
После модернизации: большой противолодочный корабль пр.57-А

В СССР в конце 40-х годов ХХ века была разработана противокорабельная ракета "Щука". Первоначально ракета предназначалась для запуска с самолетов и береговых пусковых установок. Флоту оружие приглянулось, поскольку в теории позволяло решить главную задачу: одним ударом вывести из строя авианосец или линкор, стреляя вне дальности действия тяжелой артиллерии противника. Ракета получила новое, не слишком изящное название КСЩ, сокращенное от "Корабельный снаряд "Щука".

Оставалось найти для нового "чудо-оружия" соответствующий носитель. Задача состояла в том, чтобы, с одной стороны, ракетоносец был не очень большим (только такие корабли могли стать многочисленными), а с другой стороны, чтобы он мог действовать в океане на удалении от баз и, конечно же, нести несколько трехтонных "щук". Единственным подходящим объектом, удовлетворявшим таким достаточно противоречивым требованиям, оказался эскадренный миноносец проекта 56.

Инженерам удалось добиться неплохого результата. Появление на бывшем эсминце восьми тяжеленных "чужеродных тел" - самолетов-снарядов КСЩ, а также пусковой установки для них привело лишь к относительно небольшой перестройке надпалубных и внутренних помещений корпуса. Полное водоизмещение возросло всего на 85 т. При этом артиллерийское вооружение претерпело серьезнейшие изменения. Одной из своих 130-мм башен, кормовой, корабль лишался сразу: ее место заняла массивная решетчатая конструкция - пусковая установка СМ-59. От носовой спарки главного калибра также решили отказаться. Зато все счетверенные зенитные автоматы оставили, причем дополнительная установка в носу обеспечивала прикрытие переднего сектора (по опыту мировой войны, наиболее опасного в отношении атак авиации) двенадцатью стволами. К тому же, на серийных эсминцах проекта 56М решили заменить 45-миллиметровки более мощными и дальнобойными 57-мм автоматами. Оба пятитрубных торпедных аппарата уступили место паре двухтрубных, расположенных побортно в самой середине корпуса. Теперь они предназначались в основном для противолодочных торпед.

К сожалению, гвоздь проекта, комплекс КСЩ, имел слишком много недостатков. Прежде всего, чтобы активная радиолокационная головка самонаведения могла захватить цель, "Щуку" требовалось вывести в зону захвата, для чего, естественно, следовало знать примерное местонахождение этой самой цели. А никаких специальных средств, кроме радиолокатора, способного обнаруживать надводные объекты лишь на дальности прямой видимости, в то время не имелось. Подготовка к старту занимала около 20 минут и представляла собой опасную операцию. Требовалось заполнить топливные баки несколькими сотнями литров горючего и подать огнеопасный снаряд на рельсовые направляющие стабилизированной пусковой установки. Одновременно в прибор управления стрельбой "Кипарис-56М" вводились исходные данные для автономного полета. Затем установка разворачивалась в нужном направлении и производился пуск... Трудно представить себе противника, который пожелал бы вытерпеть эту процедуру последовательно семь или восемь раз - именно столько самолето-снарядов несли эти корабли. Конструкторы прекрасно осознавали, что в боевых условиях возможность повторного пуска, скорее всего, не представится, поэтому еще при проработке начального проекта 56ЭМ предполагалось разместить на бывших эсминцах по две пусковых установки. Однако втиснуть их в уже готовый корпус не удалось.

В качестве альтернативы в ходе постройки первых ракетных 56-х началось проектирование нового специализированного корабля с двумя комплексами КСЩ. С целью экономии времени в новом проекте 57 сохранили основные пропорции, расположение отсеков, механизмов и боевых постов, принятые на их перестроенных предшественниках. Более того, корпус представлял собой, в сущности, увеличенную копию 56-го. Прежним осталось и артиллерийское вооружение, но увеличенная ширина позволила разместить трехтрубные торпедные аппараты вместо двухтрубных. Главное же оружие - установки для пуска КСЩ - теперь имелось в удвоенном числе. Теоретически корабль мог теперь выпустить пару ракет с интервалом всего в пять секунд! Потенциальная мощь новых ракетных эсминцев привела к выделению их в отдельный класс "больших ракетных кораблей", хотя как раз "большими" они не были, в полном соответствии с доктриной "маленьких убийц плавучих крепостей".

На приемных испытаниях экспериментального "Бедового" была выпущена только одна "Щука", поразившая тральщик с дистанции 18 миль. Последующие учебно-боевые стрельбы доказали, что КСЩ при прямом попадании легко топит эсминец и полностью выводит из строя крейсер. Хотя все стрельбы велись по неподвижным целям (в число которых попали отечественные боевые корабли, предназначавшиеся уничтожению в годы тотального сокращения надводного флота), можно не сомневаться в том, что если бы на их месте оказались крейсера и эсминцы врага, им не удалось бы избежать тяжелейших повреждений или гибели. Но именно отсутствие боевого опыта решило судьбу первых советских ракетных эсминцев. Комплекс КСЩ признали устаревшим и несостоятельным. Корабли, предназначавшиеся в качестве важного компонента подрыва господства США на море, стали объектом странной модернизации.

В 60-е годы приоритеты резко изменились. Главной задачей для надводных боевых судов стала борьба с подводными лодками. Носителей "щук" решили перестроить в противолодочные корабли, по типу очень похожие на стандартные эсминцы западных держав. Модернизация, которой подверглись все восемь единиц проекта 57-бис, стала одной из наиболее значительных в советском флоте за все время его существования. Стоимость переоборудования каждого большого ракетного корабля составляла примерно половину его начальной цены. Из исходного вооружения остались лишь две 57-мм установки ЗИФ-75. Заметно усилилось противолодочное вооружение, основу которого составили десять торпедных аппаратов. Реактивные бомбометы заменили на более современные, имевшие вдвое большую дальность стрельбы. Внушительно выглядели и средства ПВО - зенитный ракетный комплекс "Волна", и 30-мм автоматы АК-230 с радиолокационным управлением огнем. Вполне современным стало радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование. В общем, наш флот получил неплохие боевые единицы, прослужившие до конца 80-х.

"Гневный" был заложен 16.11.1957 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 17.12.1957 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 30.11.1958 г., вступил в строй 10.01.1960 г. и 22.08.1960 г. включен в состав ЧФ.

21.01 - 26.01.1967 г. и 09.01 - 15.01.1969 г. нанес визиты в Массауа (Эфиопия);
15.10 - 20.10.1968 г. и 20.04 - 25.04.1972 г. - в Касабланку (Марокко);
02.01 - 07.01.1969 г. - в Аден (Южный Йемен);
05.04 - 09.04.1969 г. - в Найроби (Маврикий);
22.11 - 27.11.1975 г. - в Бомбей (Индия);
25.08 - 30.08.1976 г. - в Ванкувер (Канада).

01.06 - 31.06.1967 г. и 01.04 - 31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 05.06 - 30.06.1967 г. - вооруженным силам Сирии.

13.3.1969 г. был перечислен в состав КТОФ. В период с 1972 г. по 30.12.1973 г. модернизирован, перестроен в Николаеве по проекту 57-А и 07.03.1974 г. переклассифицирован в БПК.

08.04.1988 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 17.07.1988 г. расформирован.

Продолжение:40. 14-2.

 

Домашняя ] Вверх ] 1. 1-я страница ] 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] 4. 3. Флот и космос ] 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] 28. 13-9. Минный кризис ] 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 36. 13-17. БД -  90-91 ] 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] 43. 16. Наследники Казарского ] 44. 17. Персидская эпопея ] 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту